Герои обломова список


Они принадлежат к разным десятилетиям этой эпохи, каждый является неповторимой личностью, но все они — «лишние люди». Что же стоит за этим понятием. Все эти герои — дворяне. Самый «старший» из них, разумеется, Евгений Онегин. Герои обломова список убедительно доказывает Лотман в своём комментарии к роману, Онегин родился в 1795 или в 1796 году. Таким образом, продолжает исследователь, он был ровесником Рылеева, Никиты Муравьёва-Апсотола; моложе Чаадаева 1794но старше Кюхельбекера 1797Дельвига 1798 и самого Пушкина. Включение имени Онегина в этот примечательный список не случайно. Он принадлежит к тому слою дворянства, который приятно называть дворянской интеллигенцией. В первой главе мы узнаём о его предшествующей жизни и устанавливаем одну в высшей степени характерную черту: Онегин, принадлежащий к петербургскому высшему свету, тем не менее существует вполне суверенно. Он не служит, он не служащий дворянин. Это объединяет его с Чацким, который тоже не служит, потому что «пользы не находит», в этом и есть некая демонстративность. И если бы он приноровился к свету жизни, остепенился, стал, как все, то никакого романа бы не было. Такой человек, как Онегин, не мог удовлетвориться однообразной пестротой. Начало герои обломова список и застаёт его в то время, когда он «к жизни вовсе охладел». Условий света свергнув бремя Как он, отстав от суеты, С ним подружился герои обломова список в то время, Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлаждённый ум. Потом Пушкин добавит: «с его озлобленным умом, кипящем в действии пустом». Никак не материзовался этот ум, никак не воплотились высокие качества его натуры: беспощадная честность по отношению к себе, умение герои обломова список додумать до конца, признаваться в своих ошибках и не винить в своих бедах и несовершенствах никого, кроме себя. А это совсем немало. Но что он делает? Решил сочинять, «но труд упорный ему был тошен, ничего не вышло из пера его; решил учиться герои обломова список «себе присвоить ум чужой», но Читал, читал, а всё без толку: Там скука, там обман иль бред; В том совести, в том смысла нет; На всех различные вериги; И герои обломова список старина, И старым бредит новизна… Таким он приезжает в деревню, где сразу же делает то, что опять же выделяет его из окружающих соседей, тех самых чей …разговор благоразумный О сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне, Конечно, не блистал ни чувством, Ни поэтическим огнём, Ни остротою, ни умом, Ни общежития искусством, Но разговор их милых жён Гораздо меньше был умён, — он, помнится, «ярем…барщины старинной оброком лёгким заменил; и раб судьбу благословил». Правда, Онегин сделал то, «чтоб только время проводить», но это скорее нежелание придать многозначительность совершенно очевидной для него акции. Онегин не вменяет это себе в заслугу, что не отменяет ни для крепостных, ни для нас очевидности доброго дела. Продекабристские устремления Онегина очевидны. Но это только устремления, действия Онегин избегает. Да и способен ли он на него? Даже любовь Татьяны не способна вывести его из состояния некоей летаргии. Даже дуэль с Ленским как-то сомнамбулична, как будто Онегин находится во власти некоей куда-то влачащей его злой силы. Сцена дуэли как будто бы совершается во сне, она похожа на замедленную съёмку в кино: Плащи бросают два врага. Зарецкий тридцать два шага Отмерил с точностью отменной, Друзей развёл на крайний след, И каждый взял свой пистолет. Хладнокровно, Ещё не целя, два врага Походкой твёрдой, тихо, ровно Четыре перешли шага, Четыре смертные ступени, Свой пистолет тогда Евгений, Не преставая наступать, Стал первый тихо подымать. Вот пять шагов ещё ступили, И Ленский, жмуря левый глаз, Стал также целить — но как раз Онегин выстрелил… Пробили Герои обломова список урочные: поэт Роняет молча пистолет, На грудь кладёт тихонько руку И падает… Герметизм его существования, эгоистическая замкнутость губят не только Ленского, не только жизнь Татьяны, но и самого Онегина. Двадцатишестилетний Онегин мыслит, грустью отуманен: Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик, Как этот бедный откупщик? Зачем, как тульский заседатель, Я не лежу в параличе? Зачем не чувствую в плече Хоть ревматизма? Я молод, жизнь во мне герои обломова список Чего мне ждать? Но впереди его ждало ещё одно испытание — любовью. Роман в конечном счёте рассказывает о необыкновенной безысходной и потрясающей любви Герои обломова список, он заканчивается трагически. Между тем мы всем строем первых глав приуготовлены к тому, что с Онегиным может произойти всё что угодно, только не гибель от невозможной любви. В конце романа это — другой Онегин, он живёт подлинной жизнью, только этой жизни осталось мало: ему нечем больше герои обломова список, он гибнет. «Конец романа, конец героя». Так и пробыл Онегин на обочине жизни, не сумев — или не захотев? Думаю, что второе — не захотев. Прекрасная, умная ненужность, как скажет Герцен, «лишний человек». «Он не знает, что ему герои обломова список, что ему хочется, но он твёрдо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так горда и довольно сытая посредственность». Белинский Это и есть главное качество положительного героя русской литературы. И называется это свойство — нонконформизм. Конформизм — как все, неконформизм — не как все. И хотя роман и мог закончиться Десятой, декабристской, главой, мы не вправе с определённостью говорить о том, что Онегин будет с декабристами. Слишком он отделён от всего, от любого сообщества, даже от такого. Но если у Онегина была хотя бы возможность выразить себя в общественной сфере, то у героя Лермонтова и такой возможности уже не было! Печорин — герой безгеройного времени. Это период в развитии общества имеет очень точное название — безвременье. Это термин, введённый известным критиком и философом Смысл его в следующем: когда одна идея, общая для социума, уходит, дискредитируется, а вторая, следующая, ещё не сформировалась, возникает некий угольный мешок, безвременье. И не только потому, что были изъяты из общества. Но в том-то и дело, что идея переворота, мгновенного порыва стала несостоятельной в глазах всех, а не только в глазах умного и понимающего меньшинства. «Время переломилось», как писал Тынянов, исчезли люди двадцатых годов с их прыгающей походкой. Когда есть герои обломова список идея, герои обломова список в обществе есть идеалы или борьба с ними. Но когда нет общей идеи, то торжествует так называемый фактор имитации. Нет подлинной идеи, есть множество спекулятивных идей, нет любви… А вот здесь следует остановиться, потому что любовь и дружба — единственные спасители в этом холодном бездушном и бездуховном мире. Но в дисгармоничном мире трудно живётся и самой высокой любви. Ей тоже нужен воздух, она тоже может задохнуться. Кому тяжелее всего живётся в этот период? Роман «Герой нашего времени» как раз о таком человеке. Композиция его такова, герои обломова список мы всё время разгадываем Печорина. Принцип хронологии отброшен, ведь если бы части романа распределить хронологически, то получилось бы следующее: «Тамань», «Княжна Мери» за дуэль с Грушницким Печорин сослан в крепость, где происходит действие «Фаталиста», «Бэлы»а уж потом — «Максим Максимыч». «Бэла», «Максим Максимыч», затем из журнала Печорина «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Если отброшен принцип хронологический, то как определить этот? Мы ведь герои обломова список душу Печорина. Сначала мы о нём слышим из уст добрейшего и простодушнейшего Максим Максимыча, потом мы его видим глазами рассказчика, человека печоринского круга и печоринского направления, потом мы встречаемся лицом к лицу с Печориным. Он сам рассказывает о себе. Нам иногда кажется, что положительный герой литературы — непременно хороший человек. Это не совсем так, вернее, совсем не так. В романе есть хороший человек, это Максим Максимыч. Белинский правильно пожелал своим герои обломова список встречать как можно больше Максим Максимычей на жизненном пути. И ещё один человек, внимательно прочитавший роман по его выходе, отметил именно Максим Максимыча. Вот он и есть герой времени, а Лермонтов, конечно, сделал героем Печорина, герои обломова список его с себя. «Говорят, он едет на Кавказ? Счастливого пути, господин Лермонтов». Этим внимательным читателем был царь Герои обломова список Положительный герой — всегда личность. Проблема личности — центральная в романе. «История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа», — говорит в романе Лермонтов. Личность и время, личность и среда, личность и судьба — вот аспекты романа. Время удушающее, давящее, но Печорин не смиряется с ним, он пытается действовать в ситуации, не рассчитанной на успех. Всё против него — но так сильно закручена в нём пружина действия, что он постоянно сам ищет бури, действия. «Месяц светил в окна и луч его играл по земляному полу хаты. Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень. Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал его и скрылся бог знает куда. Я не мог полагать, чтобы это существо сбежало по отвесу берега; однако иначе ему некуда было деваться. Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты, навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошёл мимо меня. Под мышкой он нёс какой-то узел и, повернув к пристани, стал герои обломова список по узкой и крутой тропинке. «В тот день немые возопиют и слепые прозрят», — подумал я, следуя за ним в таком расстоянии, чтобы не терять из вида». Зачем он это сделал? Зачем он встал, оделся, взял оружие, зачем следил за мальчиком? Герои обломова список после долгих герои обломова список квартиры, после утомительной дороги, наконец, он мог бы спать да спать. Но мелькнуло нечто, похожее на загадку, — и он идёт. И так во всём. Если в Онегине процесс становления полустихиен и мучителен, то в Печорине мы видим результат некоей работы. В последекабрьское время — и в любое время всякой реакции и общественной депрессии — на «поверхности видны были только потери, жестокая реакция», внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная». Печорин — сложившаяся развитая личность, обречённая жить в полуазиатской «стране рабов, стране господ». Невозможность прямого общественного герои обломова список способствовала самоуглублению личности, развивала не только сознание, но и высшую герои обломова список форму — самосознание. И это главное качество Печорина, его сила. В младших же современниках Печорина сила уже не та. Бельтов «Кто виноват» Герцена совсем не понимает действительности. Во многом благодаря воспитанию, которое дали ему обожающая мать и прекраснодушный педагог-женевец. «Они рачительно зависели от него, что делается на сером свете, и вместо горького посвящения в жизнь передали ему блестящие идеалы; вместо того, чтобы герои обломова список на рынок и показать жадную нестройность толпы, мечущейся за деньгами, они привели его на прекрасный балет и уверили ребёнка, что это грация, что это музыкальное сочетание движений с звуками — обыкновенная жизнь». И единственное, что мог сделать Бельтов — разрушить жизнь Круциферских и погубить любящую его женщину. Все они — и Рудин в том числе — лишние люди. Автор этого термина, Герцен писал так: «Печальный тип лишнего человека — только потому что, что он развился в человека, являлся тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостинах, в деревнях и городах». То, что они герои обломова список «лишние» — плохо говорит не столько о них, сколько о государстве, в котором они не пригодились. И пригодиться не могли, потому что ставка делалась на посредственность. С ней удобнее, а «Гёте, как известно, не умеют герои обломова список в ногу». Удивительные слова сказаны Белинским: «Личность вне народа есть призрак, но и народ вне личности тоже призрак. Народ — почва, хранящая жизненные соки всякого развития; личность — цвет и плод этой почвы». Илья Ильич Обломов — явление не случайное в России. Милый, добрый, честный человек, он не просто брезгливо сторонится грубой действительности, но уже не способен ни на какое действие. Даже на порыв Рудина его не хватает. О Рудиных сказано: Суждены нам благие порывы, Но свершить ничего не дано, — но Рудин хотя бы гибнет за чужую свободу. А Обломов может только мечтать. Странен разрыв между духом и действием. Чтобы жить, надо жить. А существование герои обломова список Ильи Ильича — просто затяжной способ самоубийства. И смерть его герои обломова список от ожирения сердца — не просто жуткая, она символичная. Обломовым заканчивается эта генерация положительных героев русской литературы. Роман был напечатан в 1859 году, году весьма знаменательном, это год раскола в «Современнике». Добролюбов в известной статье «Что такое обломовщина» слишком социально воспринял этот образ, соотнося его только с крепостничеством, но в некоторых пассажах прорывался до подлинной высоты обобщения. «Если я вижу теперь помещика, толкующего о нравах человечества и о необходимости развития личности, — я уже с первых слов знаю, что это Обломов. Когда я читаю в журналах либеральные выходки против злоупотреблений и радость о том, что наконец сделано то, чего мы давно надеялись и желали, — я думаю, что всё это пишут из Обломовки. Когда я нахожусь в кружке образованных людей, горячо сочувствующих нуждам человечества и в течение многих лет с неуменьшающимся жаром рассказывающих всё те же самые а иногда и новые анекдоты о взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода, — я невольно чувствую, что я перенесён в старую Обломовку». А что же нужно делать? «Начинается деятельная неутомимая работа: рубят деревья, делают из них мост на болоте, образуют тропинку, бьют змей и гадов…» Но для этого нужны совсем другие герои. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый герои обломова список.

комментарий:

комментарий
 

Помпеи и Геркуланум стали туристической Меккой в XIX в.